Как выглядит водяной
Mr-flowerspb.ru

Портал садоводов

Как выглядит водяной

Кто такой водяной и как он выглядит

Этот сказочный персонаж известен и детям, и взрослым, но мало кто задумывался о легендах, которые стоят за популярным образом. Духа водоемов называют по-разному: водяной, водовик, водяник, водяной черт или дедушка. Славянские народы чтили этого духа испокон веку.

Как описывают водяного мифы и легенды народов России

Что мы знаем про Водяного

Обитает Водяной в болотах и озерах, реках разной величины, а также омутах. Большую часть жизни находится в воде, но иногда выплывает наружу, еще реже выходит не берег, но только в ночное время суток. Его друзьями являются лешие, русалки, кикимора, оборотни. Его «вотчиной» считается Олонецкий край, где множество живописных озер.

Откуда он взялся

Согласно народному фольклору, водяные появились одновременно с зарождением самой водной стихии.

Однако существует и другая версия, согласно которой происхождение водяных духов связано с ангельским восстанием против Создателя. Бог в порыве гнева низверг непокорных ангелов на землю, где они превратились в различных существ исходя из места обитания:

  • Ангелы, попавшие в леса, превратились в леших;
  • В дома людей — в домовых;
  • В воду — в водяных;
  • В леса – в леших и т.д.

Есть странная версия, которая гласит, что неудавшиеся дети, родившиеся у Адама и Евы, стали водяными.

Существует еще более мрачная легенда о происхождении водяных духов — это утопленники или покойники, которых пожертвовали в угоду суровым языческим божествам.

Как стать экстрасенсом?

Здравствуйте. Посоветуйте, что можно сделать для того, чтобы стать экстрасенсом? Я бы хотела научиться магии, но не знаю, с чего.

Какова природа магических способностей?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, пользоваться заклинаниями и заговорами, могут все люди или только те, у кого есть магические способности? Я сомневаюсь.

Можно ли освоить магию без учителя?

Здравствуйте. Я хотела бы научиться магии. У меня нет знакомых или родных, кто мог бы научить, поэтому информацию беру из.

Как он выглядит?

Во Владимирской, Архангельской губернии, а также Олонецком крае водяного воспринимают как древнего старца. По преданию, это старик с длиной седой или зеленой бородой.

Для жителей Орловщины, водяной – это старик с длинными волосами и бородой зеленого оттенка. При этом в полнолуние его волосы и борода приобретают белый цвет. Считается, что водяной всегда находится в воде, в своей стихии. Он может выйти из воды максимум по пояс.

Жители Пошехонья считали, что водяной, наоборот, предпочитает проводить время, гуляя по берегу. При этом его неотъемлемым атрибутом была красная рубашка.

Водяной немного похож не лешего, но без шерсти и излишнего внимания к людям.

У жителей Смоленской области водяной ассоциируется со старцем достаточно жуткой внешности. Считалось, что это существо с большой головой, на которой расположено два рога. Кроме этого у водяного длинные пальцы на ногах с некрасивыми перепонками. Глаза же у этого существа горят ярко, словно раскаленные угли. Такие глаза не гаснут даже в воде.

Жители Вологодчины представляли водяного невысокого роста. Все его одежда непременно должна быть обросшей тиной и мхом. Глаза его должны сверкать как два огонь, а нос быть величиной с сапог.

Как попросить его о помощи

В зимний сезон водяной впадает в спячку и просыпается голодным и крайне недоброжелательным, когда начинает таять лед на реках. Ранней весной лучше воздержаться от общения с ним во избежание неприятностей. Но когда наступает его день рождения (16 апреля), то можно смело обращаться к водяному с просьбами и не забывать при этом приносить угощения.

Славяне издревле знали, что все живое на земле не может существовать без воды. Поэтому они уделяли воде большое значение в обычаях и традициях. Они верили, что от водяной может влиять на многие жизненные сферы человека, начиная с удачи рыбаков до судьбы людей, живущих у воды либо просто находившихся рядом.

Водяной дух очень внимательно следит за соблюдением правил в его владениях. Ему не по духу шумные и болтливые люди, особенно если они вспоминают лешего, зайца, медведя, Бога и попа. Если водяной не в настроении, то он способен разогнать всю рыбу, порвать рыбацкие сети, поломать удочки и т.д. Дабы задобрить водного духа, рыбаки бросают в воду хлеб или табак, выливают вино, при этом говоря такую фразу:

«Мы тебе табак да хлебную посыпку,

А ты взамен побольше рыбки».

У славян принято часть улова или первую пойманную рыбу кидать обратно в воду, как бы возвращая ее водяному.

Издревле хозяина вод задабривали и крестьяне, жившие рядом с реками и озерами. По традиции весной они жертвовали ему скот, как падший, так и живой, также хлеб и масло, приговаривая:

«Батюшко-водяной, с приходом красной весны и новой воды! Прими от нас угощение на новоселье, люби и балуй нас. А мы отблагодарим не раз».

Провести гадание

Водяному приписывали способность видеть будущее, например, когда девушки кидали в воду венки из цветов или березовых ветвей, по поведению венка они могли узнать о будущем замужестве.

Еще один способ гадания, остающийся актуальным и в наши дни: необходимо взять щепку или любой кусок коры дерева и нашептать на него желание, затем отпустить в воду.

  1. В случае, если щепка сразу подхватывается водным течением и плывет ровно, значит, желание сбудется;
  2. Если же щепка хаотично движется по воде или вовсе прибилась к берегу, значит, надежды на исполнение желания нет.

Ритуал на выздоровление

При серьезном заболевании нужно взять ночную одежду, в которой спали минимум в течении 9 дней, оставить на ночь перед образом водяного духа и сказать:

Забери болезнь с собой,

Утопи ее в болоте,

Чтоб отстала от моей плоти,

Пусть душу мою не терзает

И смерти моей не желает. Аминь».

На рассвете необходимо эту одежду утопить в воде, подальше от берега, говоря такую фразу:

Если рядом с вашим местом жительства нет водоема или реки, то просто подержите ночную одежду под струей проточной воды, затем, не отжимая, положите в пакет и выкиньте в мусорку, приговаривая те же слова.

Тема “Методики развития ясновидения”

Тема “Можно ли освоить магию без учителя”

Общий форум “Обо всем”

Водяной

Мифология славян и многих других народов наделила реки, озера, ручьи и даже болота хозяином воды – водяным. Водяной дух предстает в мифах и легендах не слишком злым, но довольно вредным товарищем, крайне злопамятным. Любит утопить человечка-другого, чтобы пополнить ряды слуг. Причем делает это весьма творчески.

В одном из мифов рассказывается: у водяного в подчинении течения, он выпускает их на землю в виде красивых лошадей, в шотландских легендах их называют келпи. Люди, увидев бесхозную красоту стремились поймать коней, как только садилась верхом, лошадка пускалась вскачь к ближайшему водоему и топила невезучего наездника.

Мог напустить утопленников на деревню, если чем-то обидели или не соблюдали положенных традиций. Не любит речной хозяин, когда рыбу сетями много ловят, может запутать их, лодку с рыбаками перевернуть, косяки отогнать в сторону, что придут ловцы без добычи.

Славяне не считали духа рек положительным персонажем, потому старались его задобрить по возможности, чтобы не рвал сети, не мешал купаться, стирать, рыбачить. Лучше худой мир с ним, чем добрая ссора.

В друзья ему записывали Лешего. Былины рассказывают, как герой встречает Лешего и Водяного на берегу или на опушке. Обычно, за небольшую услугу, они помогают человеку, но могут зло пошутить над ним.

Ходит он в гости к Баннику. Поверья гласят: после полуночи в баню ходить нельзя. Там собирается нечисть: домовые, дворовые, водяные, лешие и прочие нечистые силы отдохнуть, попариться. Попавший к ним человек будет сурово наказан и вряд ли уйдет живым.

Для всей этой братии оставляли чистую воду, свежие веники, пиво, квас.

Как выглядит водяной

Чаще всего, описывают повелителя вод похожим на рыбу: толстый, есть чешуя, рыбий хвост, глаза выпучены, кожа зеленого цвета, усы, борода из водорослей. Если вчитаться в то, что бережно сохранили краеведы и этнографы: Водяной будет сильно напоминать сома или налима. Если их увидеть в воде поневоле испугаешься: огромный рот, усы, толстое тело, большие глаза. Учитывая, что любит прятаться рыба под корягами, не удивительно, что воображение могло дорисовать руки и бороду.

Может превращаться дед-водяник в человека или лошадь. Отличить легко: с них течет вода, оставляют мокрые следы. Жить любит он в тихих омутах, если на реке стоит мельница — обоснуется возле нее.

Те водяные, что жили в родниках, ручьях считались сильнее озерных и лесных собратьев, владеющие бочагами на болотах – так вообще никчемные сил, власти нет особой. Ведь на болоте свой правитель, братьев двоюродных лишь из жалости пускает.

Упоминают мифы стада Водяного. Коровы его, овечки очень соблазнительно выглядят для людей, выпускает их гулять летом в полнолуние. Украсть такую скотинку мечтали многие, но наказывает за воровство сурово. Сказки дают рецепт, как заполучить корову Водяного – обычно для этого человек служил хозяину реки или озера некую службу, и награжден он был по совести.

Как защититься от козней водяного

Наши далекие предки составили свод правил, которые не стоило нарушать, если не хочешь отправиться в услужение на дно реки.

Перед рыбалкой, купанием водного духа старались задобрить. Приносили хлеб, молоко, пирожки, блины, ставили чарку с бражкой или пивом. Вообще любая нечисть, по мнению славян, ценила больше всего того, что не могла достать или сделать сама. Потому было принято оставлять рубахи, пояса, лапти.

Читать еще:  Сколько раз надо поливать кактус

Нельзя было ходить на реку ночью. Если же острая необходимость была набрать воды из реки в темноте, то у хозяина просили разрешения.

Вырезали обереги от жителей рек и озер. Использовали для этого бузину и красную рябину, считалось, что нечистики боятся этих деревьев.

Нельзя у реки много болтать, смеяться, шуметь, поминать самого ее хозяина, а еще медведя и зайца.

На Русальной неделе, в период, когда цветет рожь, а днем в полдень на реку и озера старались не ходить вообще.

Мельник и водяной

Работающих на мельницах всегда считали колдунами. Верили: хозяин мукомольни знается с водяным хорошо, потому мельница работает без особых поломок.

Перед тем как возводить мельницу будущий хозяин приносил жертвы, прося помощи, защиты, чтобы колесо не рассыхалось, не забивалось мусором, водорослями, работало исправно.

Жертвовали черных кур, петухов, реже барашков, тоже чёрного цвета. Могли положить лошадиный череп, обязательно оставляли еду, спиртное, читали различные заговоры.

Если что-то ломалось, то считали, что хозяина реки чем-то прогневили и старались задобрить.

Русалки и водяной

Точного ответа, кем приходятся русалки хозяевам рек и озер нет. Мифы говорят по-разному: в одних они являются дочерями, другие называют женами. Точно известно: русалкой станет девушка, утопившаяся от большой любви и незамужняя. Водяной бережет русалок, не позволяет их обижать. Легенды говорят, что они довольно-таки свободны в своей жизни и ничем особо своему отцу или мужу не обязаны, уважают, прислушиваются к нему, при необходимости просят наказать обижающих их людей. При этом в сказках описаны случаи, когда русалки выходили замуж за обычных мужчин, рожали детей, правда в какой-то момент они всегда возвращаются в свою водную стихию.

Когда почитают водяного

Третье апреля считалось днем почитания водяного. Ему несли подарки, приносили в жертву животных, просили, чтобы не утонул никто, заговаривали реку или озеро на хорошую рыбалку. Все, что приносили в подарок, кидали прямо в воду, приговаривая: «Спасай семью нашу». Мельники в это день высыпали в воду немного муки.

Второй день для чествования наступал осенью, перед ледоставом – четвертого октября. Ему желали спокойного зимнего сна, благодарили за помощь, какую оказал летом, также несли жертвы и подарки.

Водяной в славянской мифологии и легендах многих других народов – это олицетворение водной стихии, ее силы и непредсказуемости. Люди пытались задобрить воду, наделяя ее духом-хранителем с тяжелым характером, к которому надо относиться с большим уважением, чтобы не обидеть.

Прекрасный мультфильм с водяным «Летучий корабль»

Водяной

В ОДЯНОЙ — хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу Beлесу.

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост — рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне — старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь — подопечный Лешего — забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Жена водяного — водяница, женщина-утопленница. Любит шутить над рыбаками — рвать их сети. Когда водяница рожает, водяной принимает вид обыкновенного человека и идет к людям приглашать к себе повивальную бабку, которую потом за услуги хорошо награждает.

Всю зиму водяной спит крепким сном в своих подводных хоромах, а после первого апреля просыпается голодным и сердитым и начинает со злости лед ломать да рыбу гонять. Чтобы задобрить водяного дедушку, рыбаки приносили ему в жертву весной, во время половодья, лошадь. По некоторым данным, этот обряд совершался 16 апреля (по новому стилю).

У цыган, не торгуясь, покупалась самая дохлая лошаденка. Три дня ее откармливали хлебом. В последний вечер лошадь украшали лентами, голову смазывали медом и посыпали солью, ноги спутывали веревками, а к шее привязывали старые жернова. Ровно в полночь отправлялись на реку и топили лошадь, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Осенью, пятнадцатого сентября, водяному жертвовали гуся, поскольку считалось, что все лето он их пасет и охраняет. Гусю отрывали голову и бросали туловище в воду. Голову же полагалось вернуть на двор: домовой считает скотину по головам и не заметит недостачи. Иначе он может догадаться о причине убыли и сильно осерчать на хозяев, потому как постоянно враждует с водяным.

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребенком или лошадью, ягненком, собакой, селезнем, лебедем и стариком.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому. Это доказывает пословица — «Дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Особой силой наделеляись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды водяной выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. По ночам он, случается, вылезает на берег и чешет волосы, то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница).

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.

Водяному приносили жертвы самого разного рода — от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого” должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух — «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали…»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Читать еще:  Как подготовить гортензию к зиме

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.

«Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой”».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного — кружочками.

Водяной

В ОДЯНОЙ — хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу Beлесу.

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост — рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне — старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь — подопечный Лешего — забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Жена водяного — водяница, женщина-утопленница. Любит шутить над рыбаками — рвать их сети. Когда водяница рожает, водяной принимает вид обыкновенного человека и идет к людям приглашать к себе повивальную бабку, которую потом за услуги хорошо награждает.

Всю зиму водяной спит крепким сном в своих подводных хоромах, а после первого апреля просыпается голодным и сердитым и начинает со злости лед ломать да рыбу гонять. Чтобы задобрить водяного дедушку, рыбаки приносили ему в жертву весной, во время половодья, лошадь. По некоторым данным, этот обряд совершался 16 апреля (по новому стилю).

У цыган, не торгуясь, покупалась самая дохлая лошаденка. Три дня ее откармливали хлебом. В последний вечер лошадь украшали лентами, голову смазывали медом и посыпали солью, ноги спутывали веревками, а к шее привязывали старые жернова. Ровно в полночь отправлялись на реку и топили лошадь, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Осенью, пятнадцатого сентября, водяному жертвовали гуся, поскольку считалось, что все лето он их пасет и охраняет. Гусю отрывали голову и бросали туловище в воду. Голову же полагалось вернуть на двор: домовой считает скотину по головам и не заметит недостачи. Иначе он может догадаться о причине убыли и сильно осерчать на хозяев, потому как постоянно враждует с водяным.

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребенком или лошадью, ягненком, собакой, селезнем, лебедем и стариком.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому. Это доказывает пословица — «Дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Особой силой наделеляись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды водяной выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. По ночам он, случается, вылезает на берег и чешет волосы, то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница).

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.

Водяному приносили жертвы самого разного рода — от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого” должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух — «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Читать еще:  Как поливать герань

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали…»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.

«Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой”».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного — кружочками.

Водяной

Пожалуй, водяной является одним из самых известных представителей “нечистой силы”. Его хорошо знали наши предки, да и сегодня почти каждый ребёнок знаком с ним благодаря многочисленным мультфильмам, сказкам и детским фильмам.

У водяного много имен – воденик, водыльник, водяной шут, водяной шишок и ряд других. В разных областях его звали по-разному. Но суть ничуть не менялась – у каждой реки, озера и пруда есть свой хозяин, смотритель и защитник – водяной. Внешне он может быть разным. Некоторые старики утверждали, что выглядит водяной как человек, только тело покрыто чешуей, борода да волосы – из тины. Другие же считают, что он похож на рыбу – сазана, сома, налима, щуку огромного размера. В ряде областей (Смоленская, Костромская, Томская,

Нижегородская и других) водяной совмещал два начала – рыбное и человечье. То есть, ниже пояса находился огромный хвост, а выше – человек. Значительно реже встречается версия о том, что водяной похож на речную птицу – селезня, лебедя или гуся. Но в целом подобное многообразие можно пояснить тем, что водяной сам выбирает подходящий облик и может легко менять его в зависимости от обстоятельств.

Жизненный цикл у водяного связан с местом его обитания также прочно, как у лешего с лесом. Весной, когда лед на реке вскрывается, он пробуждается и потягивается после долгого сна. В мае-июне вода поднимается до максимума, несется стремительным потоком, нередко сметая все на своем пути – это водяной, молодой и полный сил, развлекается, демонстрирует удаль и вполне может натворить бед. Потом же с каждым днем река успокаивается, входит в привычное русло – водяной взрослеет, становится менее поспешным, более рассудительным. Наконец, осенью, когда вода покрывается льдом, водяной ложится спать на целых полгода, чтобы весной проснуться полным сил.

Имеется у водяного и жена, и дети – всё как положено. Правда, здесь есть определенные разночтения. По одной версии в жены водяной берет такую же представительницу тайного народа, как и он сам – водяницу. По другой же – утопленниц. Ребёнок почти не отличается от человеческого. Но в воде он чувствует себя комфортно, радуется и играет, а на суше ему душно, он плачет и просит отпустить его домой. За возвращение в воду вполне может наградить, например, нагнав в сети рыбаков кучу рыбы.

Обитает водяной чаще всего в омутах – вода здесь студеная и течения почти нету, поэтому ничто не потревожит его покой. Правда, если человек будет слишком активно донимать его, нырять в неположенных местах, пытаться достать до самого дна, водяной может и осерчать. Как схватит за ногу – та и отнимется или судорогой сведет. Конечно, в результате человек может и не выплыть.

Вообще водяного нельзя назвать злым или добрым. Отчасти он напоминает стихию – слепую и безотчетную. Сметает плотины, разрушает водяные мельницы, топит домашний скот. Но иногда он может действовать расчетливо и жестоко. Например, человека, который не уважает его лично – напрасно губит речную птицу и рыбу, загрязняет воду, он может и запомнить. При возможности он ухватит его за ноги и просто затащит в омут или под корягу. Но и после смерти обидчик не обретет покоя – водяной возьмет его в слуги и не даст свободы до тех пор, пока не сочтет, что долг полностью оплачен, а оскорбление смыто.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие люди, особенно рыбаки, старались всячески задобрить водяного. Чтобы рыбалка была удобной, в воду опускалась торба или корзина с едой – хлеб, молоко или масло, пироги, мёд или даже кисет табаку. Весной, перед разливом реки, многие люди, чьи дома и хозяйства расположены на берегу, стараются задобрить соседа – кроме обычных угощений могут принести в жертву и петуха. Другими словами, его просто топили. Считалось, что после этого половодье не будет слишком буйным, не принесет разрушений и других проблем людям.

Однако, Водяной может предстать перед нами и в другом облике: симпатичного, доброго старичка с перепончатыми пальцами на руках и на ногах.Водяной очень любит молоденьких русалок и не дает проходу ни одной из них. Водяной не прочь познакомится и с земными женщинами-вдовами.Кроме того, Водяной обожает проводить все свое свободное время возле колеса старых, добрых, водяных мельниц.Когда Водяной находится в своей родной стихии, он становится неодолимым, но лишь только его нога ступит на землю, его силы начинают стремительно таять и растекаться.Особенно дорожит Водяной своим конем – огромным сомом, на котором он любит кататься по легким волнам, да по глубоким омутам.Если рыбаки обидят этого сома, то Водяной будет мстить за обиду своего товарища.По этой причине, во многих реках и озерах рыбаки предпочитают не ловить сомов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector